Музей основан 17 октября 1968 года.

   Вдохновителем, идеологом и непосредственным участником создания музея истории школы стал бывший директор школы Резвый Павел Васильевич, ветеран ВОВ, кавалер ордена “Знак Почета”, Почетный гражданин города. Многочисленная переписка, поиск выпускников, работа в Публичной библиотеке и архивах Москвы и Ленинграда позволили ему и его соратникам собрать богатый уникальный материал о реальном училище и других периодах становления школы.

Это документы, фотографии, письма, личные вещи выпускников и учителей, семейные архивы, воспоминания о школе. По мере накопления материала, рамки музея истории школы оказались узкими. Тем более, что начиная с 60-х годов, параллельно идет поисковая работа. Комсомольские и пионерские отряды ведут активный поиск участников освобождения городского партизанского движения, героев-подпольщиков. В школе создан штаб “красных следопытов”. Благодаря их поиску матери находили место гибели сыновей, соединялись семьи, награды находили своих героев. У истоков этого движения стояли Герой социалистического труда, Заслуженный учитель школ РФ, Почетный гражданин города и области Н.А. Резвая, учителя Г.М. Панасюк, Г.С. Солодовникова. В школе постоянными стали встречи с ветеранами 120 Гатчинской дивизии, 267 пулеметно-артиллерийским батальоном, ветеранами ВОВ, проживающими в Гатчине. Тогда же в 60-е открывается Комната боевой славы и рождается новая традиция “встречи боевых знамен”, Дружба с ветеранами – это еще одна традиция, которая не подвластна времени, ее хранят и передают из поколения в поколение руководители и учителя. Уроки мужества, Праздник Победы, встречи с учащимися в день освобождения Гатчины и в день Российской Армии, Зарничке, выпускные вечера – это неполный перечень мероприятий, где ветераны не просто гости, а активные участники. Мы ищем новые формы сохранения памяти. И мы нашли песню. Так родился Клуб фронтовой песни под руководством зав.библиотекой Александровой Л.А., учителя Гуловой Р.В. и выпускника школы Коровина В.Н.

В 90-е годы появляется новое содержание музея. Учитель труда Заседателева А.О., учитель народной культуры и преподаватель фольклора Маркова и Сухляева собрали уникальный материал по истории ремесел, культуре быта славян, по праздникам и обычаям, проживающих на землях Новгородских. Так на базе кабинета обслуживающего труда был открыт этнографический отдел школьного музея. Новое содержание принесло и новые формы работы: фольклорные праздники, народные игры, знакомство со старинными обрядами и обычаями. Все это способствует возрождению, развитию и сохранению национальных традиций.

В 2000 открыта новая экспозиция нашего музея – Мой город. Задача этого отдела – сохранение памяти об истории родного края “малой Родины”, знакомство с ее настоящим. Отсюда и формы работы: сотрудничество с краеведческими музеями города и района, встречи со старожилами, творческими людьми, разработка, организация экскурсий по городу и району, организация выставок картин гатчинских художников и фотовыставок, научно- исследовательская работа учащихся по краеведению.

Поисковые походы - это еще одна традиция, сохраняемая школой. Они имеют не только созерцательный характер – это поход-разведка, поиск новых маршрутов в местах обороны Ленинграда, партизанского движения. Это научно-исследовательские походы, с целью изучения экологии, фольклора, исторических мест Ленинградской области и даже Карелии. Походы пополняли наш музей экспонатами, документами, видеофильмами, рассказами, фотографиями. Такая вдумчивая, научно-исследовательская работа наших учащихся приносит свои плоды – все рефераты, связанные с историей школы, родного города, с военным периодом нашей истории занимают призовые места на олимпиадах различного уровня.

Музей находится в постоянном развитии, обновляется содержание и формы работы, а старые формы наполняются новым содержанием. Новый формат экскурсий - это музейные уроки. Юные экскурсоводы приходят в классы и рассказывают ученикам о экспонатах музея, проводят, игры, викторины, театрализованные представления, увлекая слушателей историями из жизни школы и ее учеников.